МЦЭБО разработана программа интенсивной подготовки преподавателей экономики. Программа «Современная Экономика» реализована через серии нескольких пятидневных тренингов, растущего уровня сложности.

Программа «Современная Экономика», разработанная специалистами МЦЭБО, легла в основу всего комплекса учебно-методических материалов, созданных для преподавателей, студентов и школьников. Программа ориентирована на широкое применение интерактивных форм проведения занятий, систематическое использование компьютерной программы МЭКОМ.

В тренингах МЦЭБО по Программе «Современная экономика» приняли участие более 9000 преподавателей из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Казахстана.

Программа «Современная Экономика»

 

О Программе «Современная экономика»

При разработке программы “Современная экономика” адаптирован многолетний опыт успешного преподавания экономики, накопленный в России, странах Европы и США, использованы эффективные отечественные и зарубежные учебно-методические разработки и материалы.

Программа “Современная экономика” ориентирована на изучение базовых экономических понятий и законов и позволяет сформировать у учащихся общие, и в то же время достаточно цельные представления о процессах, связанных с бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Программа ориентирована на широкое применение интерактивных форм проведения занятий, систематическое использование компьютерной программы МЭКОМ.

Опыт показывает, что использование интерактивных форм помогает более глубоко усвоить теоретические знания, получить важный опыт применения экономических понятий на практике, облегчает и ускоряет усвоение предмета.

Использование интерактивных форм проведения занятий потребует дополнительного времени как для объяснения правил игр деловых и компьютерных игр, так и (что особенно важно) для анализа и интерпретации полученных результатов. Это необходимо учесть при поурочном планировании работы преподавателя.

Программа «Современная экономика» (как и весь комплект разработанных для неё учебных материалов) прошла экспертизу Федерального экспертного совета по экономическому образованию, рекомендована и допущена Министерством образования РФ для использования различными типами общеобразовательных учреждений России.

Программа «Современная экономика» разработана в пяти вариантах в расчете на разное количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета и различную глубину изучения предмета. При этом каждый более полный вариант является содержательным и структурным развитием предыдущего.

Различные версии Программы разработаны для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и неэкономических специальностей ВУЗов.

Комплекс учебных материалов Программы «Современная экономика» прошел успешную апробацию более чем в 2400 школах в 55 регионах России (а также в русскоязычных школах Украины, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана, Эстонии) и входит в число основных учебных программ по экономике, используемых в российских школах.

Материалы Программы использованы в учебных курсах ряда Российских вузов, в том числе специализирующихся в области экономики и бизнеса (Российский новый университет, Московский физико-технический институт, Уральский институт бизнеса и др.).

 

Мы благодарим

Не имея возможности перечислить всех, кто оказал помощь в развитии и совершенствовании программы «Современная экономика» и комплекта учебно-методических материалов к ней, выражаем особую признательность и искренне благодарим тех, кто в разное время наиболее активно способствовал её развитию и внедрению.

 

Это:

Е. Муравьева, Ю. Птицын (Арзамас); И. Ермакова, Н. Колмыкова, В. Сивова, О. Щетинин (Бердск); С. Аджикулова (Бишкек, Кыргызстан); В. Бабышев (Бишкуль, Казахстан); А. Ермаков (Брянск); И. Карамов (Брюховецкая); З. Пискунова (Бузулук); О. Суворова, О. Тихомирова (Великий Новгород); И. Гаврилова, В. Матершева (Воронеж); О. Боровкова, И. Буфетова, Е. Пивоварова, (Воскресенск); А. Казанцев (Давлеканово); О. Горбунова (Давыдово); Ф. Курзюкова (Дивногорск); Н. Сергеева (Дмитров); Н. Макарова (Днепропетровск. Украина); М. Асмолова (Дубна); Г. Авотиня, И. Иорниня (Елгава, Латвия); В. Сердечный (Заречный); Л. Мещерякова, Т. Хитрова (Златоуст); М. Ларионов (Иркутск); А. Гасанов (Каспийск); Л. Куликова, И. Пархоменко, А. Таяновская (Киев, Украина); Г. Протасова (Кингисепп); Н. Кузнецова, Ж. Леонова, Н. Шаповалов (Коломна); О. Кривель (Котлас); М. Куция (Кронштадт); Г. Кирьянова, И. Глушкова, Т. Клочкова (Краснодар); Е. Бухарова, Л. Гинкель, Е. Григорьева, Л. Драганчук, Е. Курочкина, Е. Скопиньш (Красноярск); Т. Тренюшева (Кувакино); Г. Воронцова, Л. Иноземцева, Л. Левшина, Г. Окорокова, Н. Туякбасарова, О. Фомин, Ю. Ященко (Курск); У. Камчиев (Кызыл-Кия, Кыргызстан); С. Угрюмова (Лесной); Г. Бурова (Ликино-Дулево); Г. Боровых, А. Попович (Лысьва); Л. Янковская (Львов, Украина); Е. Нестерчук, В. Стариков (Минск, Белоруссия); Н. Пугачев (Моздок); Е. Афанасьева, Д. Белич, Д. Блидман, Н. Гостева, С. Григорьев, Л. Зайцева, Н. Калинина, В. Кальней, Н. Кнауэр, Ю. Корлюгова, В. Лебедева В., В. Лебедева, Е. Лебедева, А. Мицкевич, Б. Мишин, Н. Моськина, И. Никифорова, Н. Пересадько, В. Пирог, В. Пияшов, С. Пястолов, М. Попова, Л. Поташёва, Т. Рамазанова, В. Рубе, А. Самохина, А. Свахин, И. Соловьева, Е. Старостина, Т. Федоткина, Н. Шубенкова (Москва), Т. Зырянова, Т. Машагина, Н. Медведева, Ю. Пыхтеев, Е. Тихонова, С. Филимонова (Нижний Новгород) Д. Алференко, М. Клишина, А. Кошкин, А. Серегин, Е. Ширшова, Е. Шпакович (Новокузнецк); Л. Адаховская, Т. Остапко, Н. Халеева (Новороссийск); Л. Артамонова, В. Ладыжец, М. Лобанова, (Новосибирск); Т. Алтаева, А. Бобошин (Новоуральск), А. Болгова, Е. Калинина, И. Калинин (Новочеркасск); Т. Баталова, С. Поляков (Обнинск); Н. Бухарова, Н. Лучшева, О. Стадухина (Одинцово); В. Грушевой, А. Лукашин (Озёрск); И. Сазыкина (Октябрьский); Л. Клепцова, В. Комаров, А. Патеюк, С. Сокольников, Н. Филатова, Е. Филипенко (Омск), Г. Талыгина (Островцы); А. Чуркин (Пенза); Т. Воронова, Г. Литвина, М. Сальников, Н. Соснина (Пермь); О. Васильева (Пестово); А. Таран (Полтавка); В. Кучеренко (Протвино); С. Мальцева (Раквере, Эстония); А. Еремина, С. Лебедянцев, Н. Лищинский, В. Муравьев, М. Правдин, М. Шельдяшева (Самара); Э. Брахнова (Саров); Ю. Кузнецов, В. Лукашевич, С. Михеева, Д. Низовцев, В. Шереметова, Б. Шпигель, С. Юрак (Санкт Петербург); Г. Сливкина (Северск); Н. Абраменко, Э. Хрущева (Снежинск); А. Турсунбаев (Сочи); Т. Пестрякова (Ставрополь); С. Краснопёрова (Ступино); Г. Афанасьев, Е. Васильева (Таллин, Эстония); Е. Демасова (Талнах); С. Тен (Ташкент, Узбекистан); В. Камаев, О.Новикова, Д. Платонов (Тверь); Т. Кушниренко (Томск); С. Бровин (Тосно); Б. Клименко (Трехгорный); И. Данникова, И. Очнев, С. Шевцов (Тула); Н. Багманова, В. Белова, Т. Бродникова, Т. Квасникова, О. Соболева (Уфа); Л. Крупская, Н. Чикош (Харьков, Украина); Э. Генинг, Т. Елимова, И. Крисанова, В. Миронова, В. Шилина, Т. Шилина (Чебоксары); Л. Баренбаум, И. Жиденко, И. Знаева, А. Кибешев, С. Сафонова, В. Шумакова, Э. Юнаш (Челябинск); Т. Гановичева, Н. Закурдаева, В. Лепилов, О. Уколова (Шарыпово); Н. Улизко (Электросталь); М. Головлёв (Ярославль).

С.А. Равичев, Т.А. Протасевич

 

 

 

Основные Экономические Понятия

В основе структуры Программы «Современная экономика» — Список 55 основных экономических понятий, разработанный специалистами МЦЭБО. Список охватывает минимум основных экономических понятий, знание которого отражает усвоение предмета экономики на базовом уровне.

 

Список 55 Основных экономических понятий
1 Огpаниченность (pедкость)
2 Альтеpнативная стоимость (альтернативные издержки, вмененные издержки, цена упущенных возможностей, цена выбора)
3 Компpомиссный выбоp (пpоблема выбоpа)
4 Кривая производственных возможностей
5 Фактоpы пpоизводства (pесуpсы)
6 Пpоизводительность
7 Разделение тpуда
8 Специализация и взаимозависимость
9 Экономические системы
10 Экономические институты и стимулы
11 Деньги
12 Кpугообоpот pесуpсов,товаpов, денег
13 Рынок
14 Спрос
15 Величина спроса
16 Пpедложение
17 Величина пpедложения
18 Цена
19 Взаимодействие спpоса и пpедложения
20 Рыночное pавновесие
21 Эластичность
22 Полезность
23 Конкуpенция и стpуктуpа pынка
24 Фоpмы оpганизации бизнеса
25 Доход
26 Стоимость (затpаты, расходы, издеpжки)
27 Прибыль
28 Случаи несостоятельности pынка
29 Роль госудаpства в экономике
30 Общественные товаpы и услуги
31 Потpебление, сбеpежения, инвестиции
32 Безработица
33 Инфляция и дефляция
34 Связь инфляции и безработицы
35 Реальные и номинальные величины
36 Валовой национальный пpодукт
37 Валовой внутpенний пpодукт
38 Hациональный доход
39 Совокупное пpедложение
40 Совокупный спpос
41 Банковская система
42 Кpедит, банковский пpоцент
43 Монетаpная политика
44 Hалоги
45 Фискальная политика
46 Госудаpственный бюджет
47 Госудаpственный долг
48 Экономические циклы
49 Абсолютное пpеимущество
50 Сpавнительное пpеимущество
51 Междунаpодная тоpговля, торговые барьеры
52 Обменный курс валют
53 Маржинальные (предельные) величины
54 Уменьшение маржинальной отдачи
55 Уменьшение маpжинальной полезности

 

 

ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА»

Вариант — 34 часа

Примерное распределение учебного времени по темам

 

Название темы Кол-во часов
Введение. Экономика: наука и хозяйство. 1
Тема 1. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость. 1
Тема 2. Экономические основы принятия решений. 2
Тема 3. Спрос. 2
Тема 4. Предложение. 2
Тема 5. Взаимодействие спроса и предложения. 3
Тема 6. Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика. 2
Тема 7. Потребление. Потребитель. 3
Тема 8. Производство. 3
Тема 9. Рынок и государство. Фискальная политика. 3
Тема 10. Деньги. Банки и банковская система. Монетарная политика. 3
Тема 11. Инфляция и безработица. 2
Тема 12. Экономический рост и развитие. 2
Тема 13. Международная торговля. 2
Тема 14. Предпринимательство. 3
ИТОГО 34

Введение. Экономика: наука и хозяйство.
Экономическая наука. Экономика как хозяйство. Типы экономических систем. Основные вопросы экономики (Что производить? Как производить? Кто получит результаты?).
Учащиеся должны знать: Понятия «экономика как наука» и «экономика как хозяйство». Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная.
Учащиеся должны уметь: Приводить примеры элементов традиционной, централизованной и рыночной систем, в том числе из российской практики.

Тема 1. Ограниченность ресурсов. Выбор. Альтернативная стоимость.
Потребности и ресурсы. Ограниченность. Необходимость выбора. Компромиссный выбор. Альтернативная стоимость.
Учащиеся должны знать: Понятия «потребность», «ресурсы», «компромиссный выбор», «альтернативная стоимость», «собственность». Суть ограниченности как недостаточности доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей.
Учащиеся должны уметь: Определять альтернативную стоимость на условных примерах.

Тема 2. Экономические основы принятия решений.
Выбор и принцип рационального поведения. Полезность, затраты (стоимость), выгода. Разделение труда, специализация, взаимозависимость. Сравнительное преимущество. Обмен, взаимовыгодность добровольного обмена.
Учащиеся должны знать: Понятия «сравнительное преимущество», «разделение труда», «специализация», «обмен», «полезность», «затраты» («стоимость»). Принцип сравнения полезности и затрат (стоимости) в принятия экономических решений.
Учащиеся должны уметь: Приводить примеры специализации и разделения труда. Объяснять взаимозависимость как следствие специализации. Объяснять взаимовыгодность добровольного обмена и приводить примеры. Определять сравнительное преимущество на условных примерах.

Тема 3. Спрос.
Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Взаимосвязанные (заменяющие и дополняющие) товары и услуги.
Учащиеся должны знать: Понятия «величина спроса», «спрос», «индивидуальный спрос», «рыночный спрос», «взаимосвязанные товары и услуги. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Изменение спроса в зависимости от изменения влияющих на него факторов.
Учащиеся должны уметь: Строить шкалу и график (кривую) спроса на условных примерах. Различать изменение величины спроса и изменение спроса. Проводить графический анализ изменения спроса. Строить шкалу и кривую рыночного спроса на основании данных об индивидуальном спросе.

Тема 4. Предложение.
Предложение. Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Индивидуальное и рыночное предложение.
Учащиеся должны знать: Понятия «величина предложения», «предложение», «индивидуальное предложение», «рыночное предложение». Закон предложения. Факторы, формирующие предложение. Изменение предложения при изменении влияющих на него факторов.
Учащиеся должны уметь: Строить график (кривую) предложения на условных примерах. Различать изменение величины предложения и изменение предложения. Проводить графический анализ изменения предложения в результате изменения влияющих на него факторов. Строить шкалу и кривую рыночного предложения на основании данных об индивидуальном предложении.

Тема 5. Взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество. Выигрыш покупателя и выигрыш продавца. Фиксированные цены.
Учащиеся должны знать: Понятия «рыночное равновесие», «равновесное количество», «равновесная цена», «выигрыш покупателя», «выигрыш продавца», » фиксированные цены».
Учащиеся должны уметь: Находить на условных примерах равновесную цену и равновесное количество. Проводить графический анализ изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения. Вычислять выигрыш покупателя и выигрыш продавца в конкретных примерах.

Тема 6. Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика.
Рынок конкретного товара. Рыночный механизм. Рыночная экономика. Конкуренция и структура рынка. Основные типы структуры рынка. Условия возникновения монополий. Естественные монополии.
Учащиеся должны знать: Понятия «рынок», «конкуренция». Основные черты рынка совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии, олигополии.
Учащиеся должны уметь: Сравнивать действие рыночного механизма принятия решений с действием механизма принятия решений в централизованной экономике. Приводить примеры рынков, близких к рынку совершенной конкуренции, олигополии, монополистической конкуренции, монополии из российской и зарубежной практики.

Тема 7. Потребление и потребитель.
Потребление. Потребитель. Доход. Основные источники доходов. Неравенство доходов и его причины. Перераспределение доходов государством: налоги и социальные выплаты (трансферты). Минимальная заработная плата. Прожиточный минимум. Бюджет семьи.
Учащиеся должны знать: Понятия «потребление», «потребитель», «доход семьи», «бюджет семьи», «минимальная заработная плата», «прожиточный минимум». Основные источники доходов и расходов семьи.
Учащиеся должны уметь: Использовать понятие «полезность» в принятии решения об обмене. Составлять бюджет семьи.

Тема 8. Производство.
Производство. Товары и услуги. Производственные ресурсы (факторы производства). Производительность и факторы на нее влияющие. Стоимость производства. Бухгалтерские и экономические затраты. Выручка и доход фирмы. Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Нормальная прибыль.
Учащиеся должны знать: Понятия «производительность», «затраты (стоимость производства)», «выручка», «доход», «прибыль», «нормальная прибыль». Факторы производства. Различие между бухгалтерскими и экономическими затратами, бухгалтерской и экономической прибылью.
Учащиеся должны уметь: Вычислять на условных примерах затраты на производство, выручку, прибыль. Вычислять на условных примерах производительность, анализировать изменение производительности под воздействием влияющих на нее факторов. Вычислять на условных примерах бухгалтерские и экономические затраты, бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Тема 9. Рынок и государство. Фискальная политика.
Случаи несостоятельности рынка. Внешние (побочные) эффекты. Положительные и отрицательные внешние (побочные) эффекты. Общественные товары и услуги. Цели и функции государства в экономике. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг. Фискальная политика. Налоги. Функции налогов. Основные виды налогов в России.
Учащиеся должны знать: Понятия «внешние (побочные) эффекты», «общественные товары и услуги», «налог», «государственный бюджет», «дефицит государственного бюджета», «государственный долг». Случаи несостоятельности рынка. Цели и функции государства в экономике. Основные источники доходов и главные статьи доходов и расходов государства. Основные виды налогов в России.
Учащиеся должны уметь: Приводить примеры общественных товаров и услуг, внешних эффектов. Объяснять воздействие мер фискальной политики на экономические показатели.

Тема 10. Деньги. Банки и банковская система. Монетарная политика.
Деньги. Функции денег. Виды денег. Банки и их функции. Банковский процент. Банковская система,: центральный и коммерческие банки. Монетарная политика.
Учащиеся должны знать: Функции денег: единица счета, средство обмена, средство накопления. Виды денег. Понятия «эмиссия денег», «банк», «депозит», «кредит», «банковский процент». Меры монетарной политики: изменение нормы обязательных банковских резервов, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке.
Учащиеся должны уметь: Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и рост общего уровня цен в стране, используя уравнение обмена Фишера. Вычислять сумму процента и сумму денег на депозите, пользуясь схемами начисления простого и сложного процентов. Объяснять воздействие мер монетарной политики на массу денег в обращении.

Тема 11. Инфляция и безработица.
Инфляция. Показатели, измеряющие изменение цен: темп инфляции и индекс потребительских цен. Инфляция и реальный доход. Безработица. Занятые, незанятые и безработные. Виды безработицы. Уровень безработицы.
Учащиеся должны знать: Понятия «инфляция», «безработица», «реальная и номинальная заработная плата», «темп инфляции», «уровень безработицы». Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.
Учащиеся должны уметь: Вычислять темп инфляции и индекс цен на условных примерах. Различать реальные и номинальные величины. Анализировать, кто выигрывает, а кто проигрывает от изменения темпа инфляции. В предлагаемых ситуациях различать незанятых и безработных. Вычислять уровень безработицы в условных примерах.

Тема 12. Экономический рост и развитие.
Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический рост и факторы на него влияющие. Темп роста. Экономический цикл и его фазы.
Учащиеся должны знать: Понятия «валовой внутренний продукт», «экономический рост», «экономический цикл». Факторы, влияющие на экономический рост. Фазы экономического цикла.
Учащиеся должны уметь: Анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям. Вычислять ВВП на условных примерах.

Тема 13. Международная торговля.
Предпосылки и выгоды международной торговли. Сравнительное преимущество и международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Цели и средства политики протекционизма. Валюта. Обменный курс валюты.
Учащиеся должны знать: Понятия «экспорт», «импорт», «валюта», «валютный курс». Предпосылки и выгоды международной торговли. Основные виды торговых барьеров.
Учащиеся должны уметь: Показать выгоду от внешней торговли и международной специализации на условных и практических примерах. Использовать данные о валютных курсах в экономических расчетах. Анализировать изменение валютного курса в результате изменения спроса и/или предложения иностранной валюты.

Тема 14. Предпринимательство.
Предпринимательство и бизнес. Предприниматель и мотивация его деятельности. Организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству. Основные внутренние и внешние источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и их виды (акции, облигации). Дивиденды. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Фондовый рынок и его роль в экономике.
Учащиеся должны знать: Основные организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству. Понятия «инвестиции», «акция», «облигация», «дивиденд». Принципиальное отличие акций и облигаций. Анализировать роль фондового рынка в экономике.
Учащиеся должны уметь: Принимать самостоятельные управленческие решения на основе описания ситуаций, в ходе деловых игр, участия в работе учебных фирм. Анализировать роль фондового рынка в экономике.